Вспоминаю свое провинциальное битломанское тинейджерство и пытаюсь представить: вот бы мне тогда кто-то сказал, что
я попаду на концерт Пола Маккартни. Кажется, я даже об этом не мечтала: это было слишком нереально.
И пусть сейчас я уже не заслушиваю пластинки "Битлз" до дыр - все равно все участники
легендарной четверки остаются одними из моих Главных музыкантов.
В искусстве трудно определить лучших, и я не могу всего лишь поставить "Битлз" на второе место после моей
любимой группы - нет, просто скажу, что они навсегда заняли место в моем сердце.
Итак, 20 июня 2004 года. "04 Summer Tour". Концерт Пола Маккартни на Дворцовой площади.
"Я хочу устроить в Санкт-Петербурге
такое шоу, которое люди никогда не забудут". Начало в 18.00. Билеты заказаны заранее и куплены еще в мае.
Утро было ясным, но незадолго перед нашим выходом из дома начался очень сильный дождь - просто стена
воды за окном. Пришлось взять зонт - как оказалось потом, это было правильное решение. Фотоаппарат решили не брать,
побоялись секьюрити.
Мы приехали пораньше, в начале пятого, чтобы занять лучшие позиции. Невский был перекрыт, на страже
стояли грозные милиционеры с металлоискателями. Добираясь до своего танцевального сектора, мы миновали три проверки.
Наш сектор B был сразу за партером, так что было видно сцену. Впереди стоял уже плотный "слой"
из восьми - девяти человек, но по мере приближения начала концерта народ все уплотнялся, и нам удалось пробиться
поближе к ограждениям.
Справа находился сектор А, секторы C и D остались позади - для них были отдельные экраны.
Говорили, что на Дворцовой площади должно было собраться около 80 тысяч человек. Не знаю, сколько было
на самом деле, но выглядело это впечатляюще. Работники сцены периодически залезали на какую-то световую/звуковую
верхотуру, что-то проверяли, зажигали прожекторы, приводя толпу в состояние радостного исступления. Наверное,
сверху открывался фантастический вид.
Должны были присутствовать Путин и Матвиенко, кто-то вроде бы углядел в партере Макаревича, Боярского и Фрадкова.
Еще вроде бы Газманов и Маликов...
Но я не разглядывала партер - во-первых, плохо видно было, и мне не хотелось тратить силы, тянуться на цыпочках, чтобы
кого-то там разглядеть. Во-вторых, я же пришла сюда только из-за Пола...
Но Пол заставил нас понервничать. До половины седьмого народ особенно не напрягался, а вот потом толпа
начала волноваться.
Кто-то возмущался: "А как же хваленая британская пунктуальность?", кто-то кричал: "Пол, выходи!"
или: "Пол, у нас белые ночи - темнее не будет!"
Ситуация усугублялась тем, что периодически начинался дождь - причем, два раза он был очень сильным. Над толпой мгновенно
вырастали грибы зонтиков, и становилось очень душно. Вода стекала по зонтикам вниз и лилась за шиворот... в общем, здорово!
Играла музыка, на небольших мониторах по бокам сцены гоняли рекламу. Я удивилась, что мониторы такие маленькие, но
возникли предположения, что потом они увеличатся или же поднимутся выше.
Над сценой тоже были экраны, но еще меньшего размера.
Публика что-то выкрикивала, иногда люди начинали петь песни "Битлз" или... Высоцкого.
Сразу было видно настоящих фанатов и тех, кто пришел просто так или за компанию. На концерте было много ровесников
Пола. Один дяденька, стоявший рядом с нами, приехал из Минска и умудрился пронести на концерт фотоаппарат "Зенит",
который, кажется, тоже был ровесником Пола. Дяденька сказал, что у него дома "два метра виниловых пластинок".
Я прижимала к груди британский флаг и старалась стоять так, как учили на тренировке: максимум расслабления, минимум
нагрузки на позвоночник и ноги. Вечер обещал быть долгим.
Кто-то начал ныть, жаловаться на усталость и проситься домой. Настоящие фанаты терпеливо ждали и не теряли чувства юмора.
По ходу дела в толпе стали спонтанно рождаться анекдоты, например:
***
Один чувак из провинции спрашивает другого:
- Ну что, ты ездил на концерт Маккартни в Питер?
- Ездил.
- Ну и как?
- Да не знаю, у меня обратный поезд в десять часов был...
***
Сэр Пол Маккартни сказал перед концертом:
- Я хочу устроить в Санкт-Петербурге такое шоу, которого никто никогда не видел!
Что ж, никто его так и не увидел...
***
Но вот наконец маленькие мониторы разъехались в вышину, образовав огромные (18-метровые - как и было обещано)
экраны, и на сцене ЧТО-ТО НАЧАЛОСЬ. Это было примерно в пять минут восьмого.
Сцену было видно неплохо, но все-таки она была слишком далеко. Зато на мониторах можно было рассмотреть все в деталях.
Сначала появился странного вида ди-джей в ярко-красном цилиндре, и толпа недовольно зашумела:
"Что это еще за Элтон Джон?",
потом вышел клоун на ходулях, какие-то акробаты и гимнастки с яркими флагами, танцоры. Вокруг сцены плыли
огромные голубые шары с рисунками. К счастью, все это цирковое действо длилось всего минут пятнадцать, примерно
в двадцать минут восьмого циркачи развернули на сцене большой желтый занавес - и появились музыканты!
Концерт начался с песни "Jet" - такой знакомой песни из моего детства (у родителей был бобинный магнитофон, на
котором мы слушали пленку с записями Маккартни и группы "Wings").
Пол очень смешно говорил по-русски, часто повторял "Спасибо, Питер" - протяжно, с таким забавным акцентом.
Ему приходилось поглядывать в шпаргалку, чтобы произнести некоторые фразы.
"Not bad for Englishman, isn't it?" - охарактеризовал он свое знание русского.
Еще он говорил: "Спасибо, русскийз!", чем очень веселил слушателей.
А еще он говорил: "Yellow-blue bus", - ну, то есть "Я люблю вас".
Звук был такой, что брусчатка Дворцовой площади гудела под ногами. Я вспомнила, как во время ожидания кто-то
пошутил: "А вдруг Александринский столп от звука упадет? Вы знаете, что он просто стоит, не закреплен ничем?"
А вот освещение, наверное, было совершенно лишним. Какие-то прожектора светили, но их лучи были не видны в сиянии
белой ночи. Замечу, что когда концерт начался, еще было довольно пасмурно, но вскоре небо очистилось,
как по волшебству, и за время концерта не пролилось ни дождинки - даже солнце не смогло пропустить такой концерт.
Белая ночь показала себя во всей красе - солнечное, украшенное разноцветными облаками небо.
Было слишком тесно, чтобы танцевать, но мы кое-как подпрыгивали под быстрые ритмы или покачивались в такт
медленным песням, аплодировали, поднимали флаги и плакаты. Все-таки не хватало молодежи, готовой взмывать вверх
в едином порыве (ооох, вот ведь счастье-то, наверное, - попасть в фан-зону!!!). Поскольку мы были рядом с ограждениями, нас частенько снимал оператор. Может быть, я и промелькну
где-то в записи - махала перед камерой британским флагом и кричала (что бы вы думали?): "Whoo-hoo!"
На балкончике Эрмитажа сидели какие-то чуваки и наблюдали за происходящим. Да, конечно, там им было не тесно,
но зато попрыгать и покричать в свое удовольствие не получилось!
Говорят, Пиотровский оценил концерт как "стихийное бедствие для Эрмитажа".
Пол был в костюме, но вскоре снял пиджак, оставшись в красной футболке с надписью "No more land mines"
(кто был на www.landmines.org.uk, тот в курсе).
В процессе концерта Пол по-русски представлял своих музыкантов: "самый забойный гитарист" (Расти Андерсон),
"самый классный ударник" (Эйб Лабориел) и, если не ошибаюсь,
"самый клевый пианист" (Пол «Викс») - что-то в этом роде.
Ребята отлично играли, отлично смотрелись. Мне очень понравились колоритный Эйб и симпатяга Расти.
На экранах демонстрировалось происходящее на сцене, а так же шел дополнительный видеоряд - мультфильмы
или видеоролики по теме песни, черно-белая хроника "Битлз" или просто некие яркие фантастические образы.
В середине концерта над сценой начался настоящий фейерверк - взлетали фонтаны огней и осыпались яркими искрами.
Но было слишком светло, чтобы эти пиротехнические чудеса выглядели по-настоящему впечатляюще.
Песню "She's A Woman" Пол посвятил Киеву и Украине. Он также посвятил песни памяти ушедших друзей -
Джона и Джорджа. Пол напомнил всем, что сегодня не рядовой концерт, а юбилейный - "three-thousand gig".
Кто-то позади нас громко и на удивление чисто подпевал Полу. А девушка, стоящая впереди, начала кричать
на ухо своему спутнику, что ей вообще не интересно, и что Пол такой старый, и что здесь тесно. Она вскоре свалила, а
потом и ее спутник тоже. Нет, не металлоискатели нужны перед концертом. Нужны какие-то специальные тесты на уровень
фанатизма в крови. Равнодушным вход запрещен!
Очень эмоционально публика встретила песни "Blackbird" и "Back in the USSR". Все мы кричали: "Get Back!!!",
пели припев "Drive My Car" и "Calico Skies".
Для меня настоящим подарком стала песня "Follow The Sun" - всегда очень ее любила. А еще мне так хотелось
услышать песню "World Tonight", но ее, к сожалению, Пол не исполнял.
Для петербуржцев Пол приготовил сюрприз: он спел песню о нашем городе. И вся площадь подпевала:
"Saint Petersburg, Saint Petersburg, we're lovin' you!"
А потом мы услышали песню "Hey Jude" и поняли, что близится завершение.
Музыканты сделали вид, что концерт закончился, но мы-то знали, что это лишь уловка - публика должна вызвать
своих героев на бис, ведь они еще не исполнили "Yesterday" и другие хиты.
Конечно, вся площадь взорвалась аплодисментами и криком. И конечно, вскоре мы услышали:
"Yesterday
All my troubles seem so far away..."
Пели все.
Я попыталась записать эту песню на диктофон мобильника. Потом оказалось, что получилось очень плохо, но все-таки
"кусочек" великого голоса у меня остался.
"Let It Be, Let It Be!!!" - кричали мы. Казалось, скандировала вся толпа.
Пол исполнил и эту песню, но мы все никак его не отпускали.
Пол спросил по-русски: "Че, мало?" и спел драйвовую "Helter Skelter".
Пол уговаривал нас по-русски: "Вы должны идти домой!" и по-английски: "You must go home!"
Он благодарил Россию за теплый прием, много хорошего говорил про наш "beautiful city", просил нас
поаплодировать его замечательной команде, а также всем, кто работал над организацией концерта,
и снова благодарил публику. А мы пели "Happy birthday to you" - 18 июня Пол отметил в Санкт-Петербурге свое 62-летие.
Честно говоря, не помню, какой песней закончился концерт - трудно сориентироваться в большом количестве песен,
и я могу перепутать очередность. Да и не стараешься это запомнить - потому что во время концерта никаких мыслей
в голове нет, а есть только ощущение чего-то невероятного. Вот это ощущение и надо запомнить.
Да оно само по себе незабываемое. 100 процентов восторга.
Когда все закончилось, мы еще какое-то время стояли как потерянные, потом медленно побрели на Невский.
Я все время оглядывалась на сцену - не потому, что надеялась на возвращение музыкантов, а просто... казалось,
что сердце осталось там. Было тяжело уходить.
Дяденьку из Минска сразу после поредения толпы прихватили секьюрити - из-за фотоаппарата. Очень надеюсь, что
ему удалось спасти пленку, а то ведь белорусские фаны не переживут...
На Невском играл какой-то духовой оркестр, вокруг него толпились люди, но мне всякая музыка сейчас казалась
оскорблением. Почему-то долго еще в ушах звучала мелодия "Hey Jude" - наверное, это был самый острый момент
концерта, когда все поняли, что скоро придется расстаться...
Не могу точно сказать, во сколько закончился концерт - я была слишком ошеломлена, чтобы смотреть на часы.
Но домой мы возвратились к одиннадцати, и когда уже подходили к дому, увидели, что в золотистых облаках на востоке
зажглись яркие полосы большой радуги. Словно дорога в небеса.
All your life you were only waiting for this moment to arise.
Это был сказочный день.